Блог

Жизнь и творчество Марии Монтессори

Мария Монтессори родилась в 1870 году 31 августа в Италии, в городе Кьяравалле. Когда Марии было около 12 лет, ее родители переехали в Рим, для того, чтобы дать своему единственному ребенку лучшее образование. В возрасте 14 лет она увлеклась математикой и решила посвятить себя карьере инженера, поэтому посещает школу для мальчиков с научным уклоном. Через некоторое время она увлеклась биологией, и, в конце концов, решает стать доктором медицины.
 
В 1896 году становится первой женщиной, добившейся степени доктора медицинских наук в Университете Рима.
 
С 1897 по 1898 год Мария посещает педагогический курс в Римском Университете, изучает основные труды по педагогике за последние 200 лет.
 
В 1901 году она изучает экспериментальную психологию и антропологию в Римском Университете и посещает начальные школы для исследования в области антропологии.
 
В 1904 году доктор Монтессори стала профессором Римского Университета, где в течение четырех лет возглавляла кафедру антропологии, читает лекции по антропологии и биологи, включающие ее клинические наблюдения за учениками Римских начальных школ. Ее первой крупной публикацией стала книга под названием «Педагогическая Антропология» (1910 г.).
 
С 1896 по 1906 год в Риме она возглавляет кафедру гигиены в одном из двух женских колледжей Италии, читает лекции о гигиене и антропологии в педагогическом колледже для женщин в Риме. Также она работает практикующим врачом в клиниках и больницах Рима и занимается частной практикой.
 
В 1906 году Мария Монтессори открывает первый Дом Ребенка, через некоторое время второй. Она уходит со своих должностей и занимается исследовательской деятельностью, разработкой педагогической методики, выступает и публикует свои лекции.
 
В 1910 году дает первый тренерский курс в Риме по своему методу, где присутствовали около 100 слушателей. Она пишет книгу «Метод научной педагогике», применяемый в обучении детей в Домах Ребенка. В течение нескольких лет, этот труд был переведен на 20 языков. Английский вариант называется «Монтессори метод». Марию приглашают читать лекции в другие страны Европы и США.
 
Монтессори-метод начинает применяться в школах Великобритании и Аргентины и вводится в начальных школах Италии и Швейцарии. Модели Монтессори школ создаются в Париже, Нью-Йорке и Бостоне. Влиятельные люди Рима, которые прониклись интересом к этому методу, основали общество «Opera Montessori» (пер. Дело Монтессори), которое существует до сих пор. Покровительницей этого общества была королева Маргарита. Были созданы школы и филиалы общества Монтессори.
 
В 1913 году проходит Первый Международный Курс по изучению Монтессори-метода в ее квартире в Риме, под патронажем королевы Маргариты. На курс прибыли студенты из Италии и других европейских государств, из Австралии, Южной Африки, Индии, Китая, Филиппин, США и Канады. Основана Ассоциация Монтессори Образования в США. Членами Ассоциации стали Александр Бэлл, его жена Мейбл, С.С.Маклур и дочь президента США Маргарет Вудро Вильсон.
 
В 1914 году открыт Второй Международный Курс в Риме.
 
В 1915 году состоялась вторая поездка в США. Выступает в Международном союзе детских садов и Национальной Образовательной Ассоциации, начинает Третий Международный Курс. В Нью-Йорке публикуются лекции Монтессори, прочитанные в Национальной Образовательной Ассоциации: «Моя система обучения», «Организация умственной деятельности в школе», «Обучение, учитывающие воображение маленького ребенка», «Мать и дитя».
 
С 1916 года по 1936 год живет в Барселоне. Там проходит Четвертый Международный Курс Монтессори-метода. Создается Монтессори-школа и детская часовня в Барселоне, в качестве института по обучению учителей. Выходит в свет четвертая книга «Самообучение в начальной школе», в английском варианте: «Современный Монтессори-метод». 1919 году проводится курс в Лондоне, где впервые использовался формат, ставший стандартным: 50 часов - лекций, 50 часов - работа с материалом, 50 часов – наблюдение в классе.
 
В 1920 году читает лекции в Университете Амстердама, где Мария Монтессори впервые выносит свои идеи об образовании в средней школе. В 1921 году проводит курсы в Лондоне и Милане. Основано Товарищество Нового Образования (ныне известное, как Всемирное Образовательное Товарищество), активным членом которого является М.Монтессори, вовлекает в жаркие споры за проведение реформ в образовании.
 
В 1922 году публикуется «Дети, живущие в Неапольской церкви» (в английском варианте: «Ребенок в церкви», Лондон, 1929 г.) – первая книга Монтессори о католической литургии с детской точки зрения. Открыт первый Дом Ребенка в Вене, под управлением Мили Рубичек. В 1923 году проводит курс в Лондоне и Голландии. Первый визит Марии Монтессори в Венский Дом Ребенка, положивший начало ее сотрудничеству и дружбе с Лили Рубичек (Пеллер), Элизой Хербатчек (Браун) и др.
 
В 1924 году Мария Монтессори проводит четырехмесячный курс в Амстердаме, встречается с Муссолини (который пришел к власти в 1922 г.), результатом этой встречи стало официальное признание и широкое распространение Монтессори- школ в Италии.
 
В 1925 году проводит курс в Лондоне, где сын Монтессори, Марио, получает диплом.
 
В 1927 году Мария Монтессори представлена Английскому Королевскому Двору и впервые посещает школы в Ирландии.
 
В 1928 году в Германии печатается книга «Ребенок в семье», основанная на лекциях 1923 года в Женеве.
 
В 1929 году в Риме Мария строит центр по обучению педагогов со школой для детей. В этом же году проходит Первый Международный Монтессори-Конгресс в Эльсиноре, Дании. Вместе с Марио основывает международную организацию Assosiation Montessori Internationale (AMI) для сохранения и развития своего метода, подготовки специалистов и распространения новой педагогики в мире. Штаб-квартира AMI находится в Берлине до 1936 года.
 
В 1930 году проводится Международный Курс в Риме. Читает лекции в Вене, где она знакомится с Анной Фрейд (основательница детского психоанализа и дочь Зигмунда Фрейда).
 
В 1931 году проводит курс в Риме и Англии. Читает лекции в Берлинском Университете.
 
В 1932 году проводится второй Международный Монтессори Конгресс в Ницце, Франция. Монтессори читает лекцию «Мир и образование», опубликованную Международным Образовательным Бюро в Женеве. Публикуются: «Жизнь во Христе» (Рим), «Основные идеи моего метода» (Мадрид).
 
В 1933 году происходит систематическое уничтожение нацистами Монтессори-движения в Германии, закрываются все Монтессори-школы. Проводится Третий Международный конгресс в Амстердаме, курсы в Лондоне, Дублине и Барселоне. В 1934 году проводится Четвертый Международный Монтессори Конгресс в Риме. После конфликтов с фашистским режимом все Монтессори школы в Италии закрываются.
 
В 1936 году проводится Пятый Международный Конгресс в Оксфорде. Монтессори развивает принципы образования для начальной и средней школы.
 
В начальной школе используются Монтессори материалы космической зоны. В этом же году Мария покидает Барселону и перебирается в Англию, а затем в Амстердам. Голландия становится ее домом; учебный центр с моделью школы обустраивает в Лорене, рядом с Амстердамом (впервые использует материалы космической зоны), AMI переезжает сюда. В этот период в Голландии было свыше 200 Монтессори школ. Публикуются: «Секрет детства» (Лондон), «Этапы обучения» (Брюгге, Бельгия).
 
В 1937 году проводится Шестой Международный Монтессори Конгресс в Копенгагене, тема: «Обучать миру». Монтессори дала несколько лекций, объединенных позже под названием «Образование и Мир» (первая публикация в Италии, 1949 г.).
 
В 1938 году проводится Седьмой Международный Монтессори Конгресс в Эдинбурге, Шотландия. Речь в Сорбонне, в Париже, где она сделала первый из многочисленных своих призывов к миру.
 
В 1939 году М. Монтессори вместе с сыном, Марио, уезжает в Индию на трехмесячный курс по приглашению Теософского Сообщества, которое использовало Монтессори-метод для победы над безграмотностью.
 
Италия во Второй Мировой войне выступает на стороне Германии, поэтому Монтессори не могут покинуть Индию, пока идет война.
 
С 1939 год по 1946 год Мария Монтессори в сотрудничестве с Марио проводят курсы в Индии и на Цейлоне, работают над дальнейшим развитием космической зоны. Публикуются: «Ребенок» (1941 г.) и «Переустройство в образовании» (1942 г.).
 
После окончания войны Мария и Марио возвращаются в Европу. Мария Монтессори проводит курс в Лондоне и посещает Шотландию.
 
В 1947 году Мария и Марио основывают Монтессори-центр в Лондоне. В Италии возобновляют работу Монтессори-сообщества. В этом же году Мария Монтессори возвращается в Индию.
 
В 1948 году проводит курсы в Амедабаде, Адияре и Пуне, лекции в Бомбее, совершает поездку в Гвалияр, Индия; руководит открытием Монтессори-школы до 12 лет.
 
В 1949, 1950 и 1951 годах Мария Монтессори номинирована на Нобелевскую премию Мира.
 
В 1949 году Монтессори проводит месячный курс в Пакистане, затем окончательно возвращается в Европу. Восьмой Международный Монтессори Конгресс проходит в Сан-Франциско (Италия). Публикуется «Впитывающий ум» (Италия).
 
В 1950 году читает лекции в Швейцарии.
 
В Амстердаме проходит Международная конференция в честь восьмидесятилетия Марии Монтессори.
 
1951 году проводится Девятый Международный Монтессори Конгресс в Лондоне и последний Курс Марии Монтессори в Иннсбруке, Австрия.
 
6 мая в 1952 году Мария Монтессори скончалась в Нордвике-ан-Зее, Голландия. Марию Монтессори похоронили на местном католическом кладбище.
 
Перед смертью она назначила своего сына приемником по управлению и координации работы Международной Ассоциации Монтессори – должность, которую он больше чем заслужил своим глубоким проникновением в методику Монтессори и его преданность «Маммолине» и ее делу, которую он пронес через всю жизнь. В обязанности Марио Монтессори входила публикация результатов ее исследований, над которыми он и доктор Монтессори работали вместе, особенно над теми, которые связаны с развитием и заботой о детях в период от рождения до трех лет; а также применение педагогических принципов Монтессори в педагогике средней школы. Еще более трудной и деликатной задачей, которая легла на плечи мистера Монтессори, была задача сохранять целостность ее движения во многих странах, принимая под эгиду Международной ассоциации Монтессори только такие школы Монтессори и курсы обучения, которые по духу и на практике строго соответствуют педагогическим принципам Монтессори.
 
За свои труды Мария Монтессори получила массу почетных орденов и трижды выдвигалась на Нобелевскую премию.

Классификация исследований Марии Монтессори:

  • Подготовка учителей.
  • Поэтапное, но последовательное применение педагогических принципов к следующим возрастным группам, начиная от шестилетнего возраста, которое включало:
  • изучение сензитивных периодов в развитии детей;
  • создание обширной базы дидактических средств и различных материалов для подготовительной и начальной школ;
  • разработку новой системы образования, основанной на психологических и социальных характеристиках подросткового и юношеского возраста.
  • Изучение детей дошкольного возраста – от рождения до трех лет. Большая часть деятельности Монтессори в этой сфере описана в ее книге «Секрет детства». Ее самые последние исследования, посвященные развитию ребенка в ранние годы жизни, опубликованы в книге «Впитывающий разум ребенка».
  • Изучение творческого потенциала социальных способностей у нормализованного ребенка.

 

Методика Монтессори. Доводы одного родителя

Первая ступенька Монтессори обучения - это Монтессори садик.

Инфографика про раннее развитие ребёнка от талант-клуба "Тотоша"

инфографика про плюсы раннего развития детей, прзнаки одаренного ребенка, знаменитых монтессори учеников и занятиях в детском клубеЗаписаться на занятие Kucher's Life Сделано своими руками. С любовью

Кризис 3 лет у детей. Советы и рекомендации детского психолога

Наконец-то Вашему ребенку ровно три. Он почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает… Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Он во всем пытается помочь Вам.

кризис трёх лет у детей, плачущие дети, котята и зайчата

И вдруг с Вашим любимцем что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное – в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человека, подсунул Вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо.

  • Отказывается от того, что ему всегда очень нравилось.
  • Всё делает всем назло, во всём проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам.
  • Очень обижается, когда пресекают его шалости.
  • Любые запреты перепроверяет.

"Неужели мама и папа не понимают, что их помощь мне не нужна?" - думает малыш, утверждая свое "Я". "Неужели они не видят, какой я умный! Я самый лучший!" - любуется сам собой ребенок в период "первой любви" к себе, испытывая новое головокружительное чувство – "Я сам!".

В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы узнавали его мнение, чтобы советовались с ним.

Возросшие потребности трехлетнего ребенка уже не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни. В знак протеста, отстаивая свое "я", малыш ведет себя "вопреки родителям", испытывая противоречия между "хочу" и "надо".

Но ведь мы говорим о развитии ребенка. А всякому процессу развития, помимо медленных перемен, свойственны и скачкообразные переходы-кризисы. На смену постепенным накоплениям изменений в личности ребенка приходят бурные переломы. Развитие невозможно повернуть вспять.

Представьте себе цыпленка, который ещё не вылупился из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки, хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней. 

Кризисы необходимы. Они - движущая сила развития, его своеобразные ступеньки, этапы смены ведущей деятельности ребенка.

В 3 года ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребенок начинает играть во взрослых и подражать им.

кризис трёх лет у детей, плачущие дети, котята и зайчата

Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка 3х лет?

По тому, на кого направлен кризис ребенка 3-х лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее.

Помните, что малыш сам страдает от кризиса. Но кризис 3-х лет – это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что ваш малыш изменился очень резко, и не в лучшую сторону, постарайтесь:

  • выработать правильную линию своего поведения
  • станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях
  • расширяйте права и обязанности малыша
  • в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы он мог насладиться ею

Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нём слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас: действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть, можно. И если есть хоть малейшая возможность "можно", то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него.

Лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что "эгоизм" ребенка наивный. Ведь это мы приучили его к тому, что любое его желание как приказ. И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему -  ребенку трудно понять.

В отместку он твердит вам "нет". Не обижайтесь на него за это. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с 3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.

К примеру, ваш ребенок не хочет кушать, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчики мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша как взрослого попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя вместе с мишкой, съедает полностью обед.

В 3 года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлёте письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь "взрослые" подарки.

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.

Как не надо себя вести родителям во время кризиса ребенка 3х лет?

  • Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности
  • Не говорить "да", когда необходимо твердое "нет"
  • Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности
  • Не приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией
  • Не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем – это приведёт чуть позже или к безразличию, или к разным видам завуалированного мщение исподтишка

кризис трёх лет у детей, плачущие дети, котята и зайчата

Помните, все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое не понимая при этом. Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка и уважайте его как личность, личность полноценную и во многом уже самостоятельную.

Автор статьи Анастасия Омельчук

Предновогодний календарь "Тотоша"

Скоро Новый Год! Много людей очень заняты и работают далеко от родного дома. Но во время праздников большинство людей стараются быть рядом с дорогими и близкими людьми - даже через трудности и большие расстояния. Наш календарь не позволит Вам забыть о важных событиях и напомнит вам, что на праздники нужно поторопиться домой!

Скачать обои необходимого размера для рабочего стола можно по ссылкам:

768x1024   768x1280   1024x600   1024x768   1280x720   1280x800

1280x1024   1366x768   1440x900   1680x1050   1920x1080   1920x1200